Новые правила возмещения по ОСАГО

Страховое возмещение по ОСАГО. Новые правила

Страховая компания по ОСАГО возмещает вред транспортному средству потерпевшего (далее – ТС). Чтобы исполнить это обязательство, она должна организовать и (или) оплатить восстановительный ремонт. Как это сделать, уточнил Банк России (указание Банка России от 6 апреля 2017 г. № 4347-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»»).

Страховая компания обязана:

  • выдать потерпевшему направление на ремонт;
  • сообщить потерпевшему о дате передачи ему отремонтированного ТС. Способ сообщения потерпевший указывает в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Срок ремонта – 30 рабочих дней с момента, когда потерпевший:

  • сдал ТС на СТО или
  • передал ТС страховой компании, чтобы она отправила автомобиль к месту ремонта.

Если потерпевший в течение гарантийного срока обнаружит недостатки ремонта, то может направить претензию страховщику. После этого составляют акт осмотра ТС и направляют его на повторный ремонт.

Дополнительно Банк России уточнил форму заявления о заключении договора ОСАГО, а также установил форму заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по договору ОСАГО.

Указание вступает в силу 21 мая 2017 года.

Ремонт ТС – основной способ возмещения вреда автомобилю. Страхователь (выгодоприобретатель) вправе получить деньги, только если:

1) ДТП привело к гибели ТС или смерти потерпевшего;

2) страхователь и страховщик договорились в письменной форме о выплате страхового возмещения;

3) у потерпевшего есть право выбора между деньгами и ремонтом. Это возможно в пяти случаях:

  • автомобиль положен потерпевшему по медицинским показаниям в связи с инвалидностью;
  • здоровью потерпевшего в результате ДТП причинен тяжкий вред или вред средней тяжести;
  • стоимость ремонта превышает 400 тыс. руб. или размер страхового возмещения снизили с учетом степени вины в ДТП, но потерпевший не согласен доплатить за ремонт ТС;
  • страховщик не может организовать ремонт на той станции ТО, которую согласовали при заключении договора, а потерпевший не согласен на замену СТО;
  • ни одна из станций, с которыми у страховщика есть договор, не отвечает требованиям к проведению ремонта в конкретной ситуации, а потерпевший не согласен на замену СТО.

Такие правила содержит пункт 16.1 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Если СТО некачественно провела ремонт, то потерпевший должен (гл. 5 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19 сентября 2014 г. № 431-П):

  • известить об этом страховщика;
  • представить ТС для осмотра в согласованные со страховщиком время и место.

Страховщик обязан организовать осмотр ТС в течение пяти календарных дней с момента, когда он получил претензию потерпевшего.

Если недостатки устранимы, то страховщик:

  • выдает страхователю направление на повторный ремонт или
  • использует иной способ устранить недостатки, если он согласовал его с потерпевшим в письменной форме.

Если недостатки неустранимы, то страховщик обязан выплатить потерпевшему страховое возмещение деньгами.

Читайте также: Общие правила заключения договоров, Сделки с недвижимостью и  их регистрация, Защита прав потребителей и тд….